Специалисты в области раннего развития ребенка установили тот факт, что детское мышление впитывает всю информацию. По их мнению, в памяти ребенка откладываются все факты, которые в дальнейшем будущем трансформируются в знания, но только в том случае, если материал подается на высоком эмоциональном уровне, увлекательно и заманчиво, без чрезмерной настойчивости.
Такой подход абсолютно оправдан и в отношении математических азов, которыми малыш должен непременно овладеть. Такая информация дает возможность ребенку ориентироваться в пространстве, выполнять несложные математические действия, логические задания, а также определяет способность использовать математические понятия, такие как размер, форма. Если ребенка не ознакомить с основными понятиями, ему сложнее будет воспринимать окружающую среду. Выполнение математических и логических заданий активизирует умственную деятельность малыша, способствует развитию мышления.
С чего начать?
Первые математические уроки стоит начинать практически с первых дней жизни, а именно в играх, которые способствуют развития способностей осязания. Новорожденный с первых дней благодаря зрению, осязанию учится воспринимать особенности предметов: размер, фактура, цвет. Важно не забывать называть эти качества для ребенка и демонстрировать свойства в процессе игры или повседневных занятий. Учите малыша сравнивать окружающие его предметы. В качестве наглядных примеров можно использовать игрушки, предметы одежды, посуды, части тела. Например, описать любимую игрушку можно так: «Посмотри, какой большой, коричневый медведь. Попробуй, какой он лохматый и мягкий. А где наш маленький мячик? Мячик синий, круглый. Давай потрогаем его, какой он гладенький. Он прыгает выше тебя».
Ребенку, который способен осваивать пространство в процессе ползания, взрослые могут подсказывать направления в горизонтальной плоскости. Делать это следует не навязчиво, комментируя движения ребенка или совместные движения с взрослыми. Когда ребенок достиг цели, он начинает настойчиво осваивать предмет, используя все возможности (щупает, пробует на зуб, двигает). В этот момент маленький человек активизирует работу мозга, запускает процессы анализа. Взрослые должны обязательно подсказать, что находится перед ребенком, какие свойства характерны для этого предмета, проговорить ощущения малыша. (Этот кубик — маленький, пластмассовый, красный, твердый, а карандаш – длинный, тонкий, желтый, деревянный).
В возрасте до года закладываются основы для дальнейшего развития познавательных способностей. Родителям стоит запастись терпением и постараться не ограничивать малыша в его желании к познаниям окружающего мира. Следует подготовить дом или квартиру к появлению малыша, чтобы его передвижение по жилищу стало безопасным, а также убрать подальше ценные вещи. Г. Доман , известный американский теоретик раннего развития ребенка уверен, что сложности и проблемы в обучении появляются в дальнейшем у тех детей, которые в ползунковом периоде были ограничены пространством, просиживали в манеже, не имели возможности беспрепятственно передвигаться по дому. Физиологи, которые специализируются на педиатрии, знают, что отдельными знаниями или навыками ребенок овладевает в должный период времени, когда организм способен на это и достиг соответственного уровня развития.
В возрасте одного года, когда ребенок начинает ходить, ему важно не только пощупать предмет, но и понять взаимосвязь между ними. В этом возрасте наступает настоящий математический бум в развитии малыша. Ребенок активизирует свои умения анализа и синтеза. Для обучения в качестве наглядности все так же основное место занимают игрушки.
Достаточно сложные понятия быстро укладываются в голове малыша благодаря разнообразным, ярким пирамидкам, кубикам и матрешкам, мячикам, куклам, плюшевым зверям. Когда ребенок строит замки, применяя элементы конструктора, он постепенно изучает формы, цвета. Но только в том случае, если родители комментируют выполнение и называют геометрические фигуры. Простые исследования игрушек помогут ребенку освоить их основные качества и самые яркие свойства. Например, малыш с радостью будет наблюдать, как мячик скатывается по наклонной поверхности, тогда как кубики не смогут катиться из-за углов. Предложите ребенку накормить игрушечных зверей разноцветными печеньями, подобрать для фломастеров соответствующих цветов колпачки. Если ребенок постоянно будет выполнять такие задания, он быстро освоит цвета и сочетание слов «по цвету» не будет больше пугать. Организовав игру с пирамидкой, ребенок поймет соотношение «больше — меньше».
Изучение цифр
Спешить с изучением цифр совсем не стоит. До трех лет дети имеют конкретное мышление. Они воспринимают только те предметы, которые можно потрогать и увидеть воочию. Тогда как цифры – это что-то непонятное, не имеющее значения, простые крючочки и палочки. Малыши воспринимают цифры так же, как взрослые люди китайские иероглифы. Поскольку память детей достаточно сформирована, то ребенку удастся запечатлеть значение этих символов, при необходимости воспроизводить и называть цифры. Но в более старшем возрасте малыш заново будет осваивать материал, учится соотносить знаки и количество предметов. Для обучения можно использовать орехи или конфеты.
Следует отметить, что в зависимости от типа восприятия, дети легко или сложно запоминают цифры. Например, малыши-визуалы (у которых преобладает зрение в восприятии окружающего мира) уже в возрасте двух лет воспроизводят цифры и буквы. Учить ребенка или нет в этом возрасте должны решать родители, учитывая интересы ребенка к символам. Если у него возникает желание освоить непонятные знаки, дайте малышу такую возможность и удовлетворите его интерес. Но стоит помнить, что такие особенности не характерны для всех детей этого возраста. Важно не принуждать ребенка к таким занятиям, если он не проявляет интереса. Настойчивость родителей может стать причиной неприятия информации и отсутствием желания осваивать материал в дальнейшем.
Трехлетние дети должны освоить понятие количества предметов, а также понимать соотношение “много — мало”. Оптимальным вариантом для малышей является обучение на примере собственного опыта.
Американский теоретик раннего развития детей Г.Догма также как и Никитины предлагают использовать точки для обозначения количества предметов, Мария Монтессори рекомендует применять бусинки. Не стоит воспринимать такие рекомендации, как правило. Замените бусинки пуговками, а точки на палочки или спички. Считайте с ребенком все, что попадается под руку: мячики, машины на стоянке, животных, карандаши в стаканчики, ложки, птиц на дереве. Приступить к изучению цифр можно после трех лет.
Считать ребенка научат и в детском саду. Тем более ребенок намного лучше усваивает информацию, если находится со своими друзьями. Если у вас нет возможности отдать ребенка в дошкольное учреждение, попробуйте устроить его в группу неполного дня детского сада.
Считаем все подряд
В качестве наглядного пособия для маленького ребенка можно использовать любую детскую книжку, которая насыщена красивыми качественными иллюстрациями. Тренироваться в счете можно, определяя количество изображенных предметов: бабочки, белочки, ягодки, цветочки, ребят. Задавайте вопросы ребенку, чтобы он сконцентрировал свое внимание на количестве. Сколько ручек у девочки? Сколько ручек у мальчика и девочки вместе? А сколько лап у кошки? Сколько лапок у собачки? Сколько у девочки туфелек? Сколько носочков нужно собачке? Сколько шапочек имеет грибочек? Сколько рыбок в аквариуме? Сколько ножек у рыбки, осьминога, паучка, бабочки, жучка?
Не пытайтесь остановить ребенка, ориентируясь на других детей, если он стремится освоить счет. Учиться считать можно не только в пределах десятка. Если ребенку это интересно и легко дается, попробуйте освоить счет до ста. Считать можно в прямом порядке, через число, или в обратном. Такие упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти. Старайтесь сделать задания разнообразными: сравнивать количество предметов, выполнять элементарные математические действия, играть в супермаркет, домино, кости. Сосредоточьтесь не на информации, которую вы стараетесь предложить ребенку, а на процессе и методах обучения. Основным критерием безупречного процесса обучения и воспитания являются положительные эмоции малыша и ребенка.
Игра-сортировка. Игра способствует развитию и тренировке математической логики, мышления. Для организации игры можно использовать подручные материалы, например, ложки, вилки, кубики, игрушки, другие материалы. Можно применить творческий подход для процесса сортировки. Обустройте специальные резервуары для предметов с соответствующими отверстиями. Например, округлое отверстие для фасоли, узкое продолговатое для пуговичек.
Учитывая индивидуальные способности ребенка, задания можно усложнять, добавляя дополнительные признаки сортировки. Задания должны быть посильны для ребёнка с целью создания ситуации успеха. Постарайтесь постоянно называть предметы обихода на кухне, в детской, в прихожей. Называйте предметы одежды, собираясь на прогулку, игрушки, убирая в комнате, посуду, накрывая на стол.
Для повышения результативности обучения, следует сочетать обучение с активизацией крупной и мелкой моторики. Особенно важным такой подход является для детей, которые более четко воспринимают окружающий мир через тактильные ощущения. Для детей-кинестетиков занятия без движения не имеют никакой пользы и результата.
Занятия математикой также требуют комплексного подхода с учетом особенностей детишек. Играть в сортировку можно не сидя на одном месте, а на бегу. Усложнить игру можно, обустроив дополнительную полосу препятствий в комнате. Выполняя пробежку, считайте шаги, ведите счет, делая зарядку, бросая мяч. Отличным решением станут считалки, которые можно воспроизводить во время прогулок в парке.
Дети-аудиалы, которые впитывают информацию на слух, прекрасно обучаются математики в процессе обучения песенок, стишков, сказок. Например, посчитать количество зверей в сказках «Рукавичка» или «Теремок». Порядковый счет можно освоить на примере сказок «Репка» и «Колобок». Кого первым встретил Колобок? Кто самый большой в сказке? А кто самый маленький? Кто стоял первым за репкой? За кем стояла бабка? Сказка «Три медведя» – настоящая находка для занятия математикой. Тут вам и количество медведей сосчитать можно, и размеры описать, и сравнить зверей, а также установить соответствие мишек и кроватей, стульев, других предметов.
Действительно, математика в раннем возрасте не имеет границ. Чтобы добиться успеха в обучении, родителям необходимо лишь обзавестись терпением и применить творческий подход. Только так вам удастся сложные задачи превратить в забавную и захватывающую игру.