Одним из основных заданий, которые родители ставят перед собой это максимально способствовать развитию речи малыша. Это совсем не вызывает никаких вопросов. Поскольку достаточный уровень устной речи дает возможность ребенку полноценно развиваться в будущем, а также общаться с ровесниками и окружающими его людьми. Система речи помогает связать полученные ранее образы, создав особую систему. Такая система становится основанием для дальнейшего процесса обучения ребенка. Новая информация как кирпичики доставляется на подготовленный ранее фундамент. С каждым годом речь все более важна и выполняет особые функции. Вся информация вокруг ребенка предоставлена в виде устной либо письменной речи: тексты книг, фильмы, телепередачи, рассказы взрослых.
Особенности развития речи
В возрасте до трех лет развитие речи для ребенка особенно важно, поскольку на этом этапе ребенок осваивает родную речь. Способность разговаривать не только формируется, она развивается особо быстрыми темпами. Если занятия, а также общение ребенка организовано правильно, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных качеств, это способствует решению возможных проблем в развитии малыша.
Ожидания родителей
Современные родители особенно следят за развитием детей и полностью осознают то, насколько важно для малыша научиться правильно говорить. Но иногда сами родители становятся причиной замедления этого процесса. Они стараются сравнить своего ребенка и его достижения с уровнем развития сверстников. Не возникает никаких проблем, если ребенок начинает разговаривать в соответствии с возрастом и с радостью повторяет и имитирует услышанные звуки и слова. Но иногда все происходит абсолютно наоборот. Окружающие малыша люди начинают беспокоиться в том случае, если речь ребенка непонятная, нечеткая, а воспроизводимые звуки абсолютно не различимы. Более того, родители остаются с проблемой один на один, поскольку малыш в этот период не ходит в детский сад.
Уровень развития речи ребенка: как определить?
Чтобы узнать есть ли отклонения в речи вашего малыша, не стоит сравнивать его достижения с уровнем соседских детей. Намного эффективнее использовать для анализа таблицы развития речи ребенка в соответствии с возрастными нормами. Получить эту информацию несложно, она находится в открытом доступе для всех. Благодаря таким таблицам родители могут ознакомиться с основными периодами развития речи ребенка. Согласно предоставленным данным можно узнать об основных периодах формирования речи (появление гуления, лепета, начальных словах, первых фраз), о динамике в развитии пассивного словаря малыша (понимание слов без активного воспроизводства) и активного словарного запаса (понимание и использование слов в речи). Учитывая полученную информацию можно точно определить возможные изъяны в развитии, а также дефекты речи ребенка.
Следует ли специально проводить занятия для развития речи?
Не нужно быть специалистом в этой сфере, чтобы догадаться об ответе. Конечно, ребенка следует постоянно тренировать и активизировать умственную деятельность ребенка. Не все родители придерживаются такой точки зрения. Иногда можно услышать, что не стоит забивать ребенку голову, он и сам сможет «разговориться», когда время придет. Действительно, иногда так и случается. Но не лучше ли более активно подойти к решению проблемы, чем надеяться на случай. Ведь подобрав оптимальные виды занятий, вы значительно повысите шансы ребенка на успех.
Как организовать развивающее окружение?
Создав подходящие условия, родители обеспечивают оптимальную среду для развития малыша. Основное и главное задание родителей — постоянно разговаривать со своим чадом, т.к. в этот момент зарождаются первые звуки и слова благодаря способности ребенка подражать взрослым. Родители должны комментировать все действия, ситуации, с которыми сталкивается ребенок ежедневно. Например, описывайте каждый этап умывания. “Пойдем, умоем глазки и личико. Что необходимо сделать? Открыть кран. Кран требуется покрутить. Открыли и водичка течет. Теперь берем мыло. Нашли мыло. Давай потрем наши ручки с мылом. Тебе помощь нужна? Ручки намылили. Теперь необходимо мыло смыть. Нам опять нужна водичка. Смоем водичкой мыло. Переходим к личику. Чтобы искупать наше личико, набирай водички в горсть. Смой лицо водичкой. Потрем лицо. Закроем водичку. Закрути кран. Не в ту сторону. В противоположную. А теперь поищем полотенце. Вытираем полотенцем ручки, глазки и личико. Умница! А какое лицо чистенькое, свеженькое!”
Также можно комментировать и прогулку.
«Пойдем, погуляем. Посмотри, какая погода! Тучки набежали. Дождик капает. Необходимо спрятаться. Прячься под капюшон. А мама откроет зонтик. А теперь погуляем. Дождик сделал лужи на тропинке. А вон там стоит высокое дерево. Что случилось с листиками? Почему они под деревом? Они упали, потому что осень. Она разукрасила листики в красный, желтый и коричневый цвета».
Описывайте ребенку все действия, начиная с умывания, и продолжайте озвучивать все ситуации на протяжении дня, даже на занятиях детским фитнесом в Новосибирске.
Следует знать, что изначально такие комментарии довольно сложно даются взрослым, но со временем они привыкают и меняют свой стиль общения с ребенком. Итог зависит от тренировки. При желании, а также упорности, родители легко научатся беседовать с малышом, учитывая этапы развития речи.
Не забывайте о балансе. Не стоит перегружать ребенка излишне информацией, говорите много, но не переусердствуйте. Озвучивайте действия без излишней эмоциональности, простыми предложениями.
Занятия для развития речи
Кроме того, что родители имеют желание помочь ребенку и активно к этому стремятся, они должны организовать систематические тренировки для того, чтобы ребенок как можно быстрее освоил речь и избавился от дефектов речи.
Для этого следует ознакомиться с дополнительной информацией и овладеть дополнительными знаниями.
Развитие речи условно разделяется на — понимание, то есть пассивное пользование и непосредственно активное использование, и развитие речи малыша. Добиться успеха на том или ином этапе помогут только постоянное внимание к проблеме и обеспечение всестороннего развития речи ребенка. Дополнительно следует постоянно контролировать развитие систем дыхания и слуха, а также умение подражать.
Занятия требуются не только для тех детей, у которых присутствуют явственные проблемы с организацией речи, с логопедическими проблемами, но и малышам с нормальным развитием.
Развиваем восприятие речи
Чтобы ребенок достиг успеха в развитии понимания речи, необходимо сконцентрировать занятия на расширении пассивного словаря, что обозначает обогащение разнообразными частями речи: наречия, местоимения, глаголы и прилагательные. Обращайте внимание в процессе работы не только на накопление словарного запаса, но и на фразы и более сложные синтаксические конструкции. Чтобы организовать работу было легче, предлагаем вам ориентировочный перечень тематики для запоминания детям. Подбирать следует только те слова, которые знакомы ребенку и обозначают те предметы и действия, что он постоянно употребляются в его обиходе. Также не стоит забывать о лексике, которая обозначает чувства близкие ребенку. Не переусердствуйте с лексикой, которая имеет абстрактное значение.
Предметный словарь: части тела (уши, нос, волосы, руки, ноги), одежда, обувь (брюки, платье, футболка, туфли), игрушки (кукла, мишка, пирамидка, карандаш), дом (окно, дверь, комната), мебель (шкаф, стул, кресло), овощи, фрукты, ягоды (малина, клубника, слива, яблоко, груша, огурец, помидор и т.д), животные дикие и домашние (курица/цыпленок, корова/теленок, утка/утенок, волк/волчонок, заяц/ зайчонок) и другие группы слов.
Словарь глаголов: действия, которые выполняет ребенок (бегает, прыгает, спит, ест, умывается, плачет), действия, которые выполняют другие члены семьи или взрослые из ближайшего окружения (убирает, шьет, ремонтирует, готовит, пишет).
Наречие и прилагательные: цвет (белый, черный, красный, синий, зеленый), вкус и ощущения (горький, сладкий, соленый, колючий, горячий, мягкий), размер (высокий, низкий, большой, длинный, маленький).
Рекомендуемые темы не являются правилом, они могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей малыша, их можно облегчить либо усложнить более сложными лексическими единицами. Приведенные группы слов дадут возможность скорректировать работу и выступят в качестве фундамента для дальнейшего развития речи.
Работа со словарем – это занятия как на уточнении значения лексики, которая, известна малышу, так и на знакомстве с новыми понятиями. Занятия можно проводить на протяжении всего дня в игровой форме. Специалисты по развитию детской речи рекомендуют следующие игры: «Найди необходимый предмет соответствующего цвета», «Покажи отгадку», «Найди необходимую картинку».
Кроме освоения слов, следует усложнить конструкции и расширить лексический запас фразами и простыми предложениями. С этой целью предложите малышу использовать элементарные фразы, которые в своем составе имеют простейшие слова, известные ребенку. Такие новообразования могут иметь разнообразное функциональное значение, как ответ, вопрос, предложение и другие. Например: «На лялю!», «Дай ам-ам», «Дима топ-топ», «Анна куп-куп», «Кто там?», «Вот синий зонт». Этап развития фразовых изречений особо важный не только для речи ребенка, но и для всеобщего развития малыша.
Развиваем активную речь малыша
Взрослые особо стремятся к тому этапу, когда ребенок полностью будет воспринимать и воспроизводить речь. Они с нетерпением ждут, когда ребенок отчетливо произнесет свои слова. Развитие активного словаря основано на подражании.
Подражание речи – это повторение звуков или слов, за произносившим их человеком или источником производства звуков. На начальном этапе повторение звуков малышом имеет много схожего с эхо. Через некоторое время ребенок может повторять звуки и слова. Для того чтобы процесс был осознанным, а ребенок связывал слова с определенными предметами или понятиями, сопровождайте свою речь активной практичной деятельностью. Специалисты в сфере физиологии, утверждают, что процесс подражания – это безусловный рефлекс, а именно эта способность является врожденной. Ребенок повторяет речь, не сознательно.
Когда становится заметным отставания в развитии малыша, следует организовать работу с целью активизации желания повторять, воспроизводить слова родителей и других взрослых. Принимайте его желание вторить, даже в том случае, если они не совсем удачны и трудно разбираемы. Игры являются оптимальным решением для развития активной речи. Например, игра в подражание. Полетайте по комнате как самолет, расставив руки в стороны, погудите вместе с ребенком «У-у-у!», езжайте как машины – походите, покрутите «руль», посигнальте «Би-би!», поиграйте на музыкальном инструменте «Ду-ду-ду!», спойте колыбельную любимому плюшевому мишке «Баю-бай!».
Результативным приемом является продолжение строчек знакомых стишков, песенок, потешек. Взрослые начинают проговаривать строчку, делая паузу на последнем слове. Эта пауза дает возможность ребенку продолжить стишок, добавив необходимое слово или всю строчку.
Петушок, (петушок),
Золотой (гребешок),
Выгляни (в окошко)…
Дам тебе (горошка)!
Существует закономерность между соотношением количества глаголов и уровнем развития речи ребенка. Поэтому следует учитывать эту особенность и обратить внимание во время занятия на развитие и обогащение словаря глаголов у ребенка. Начинайте с наипростейших форм слов, например, топ-топ, баю-бай, ам-ам, и тому подобное. Чтобы процесс занятия стал более ярким и соответствовал реальности, можно иллюстрировать слова фотографиями ребенка или его близких людей.
Безусловным является и использование наглядности, которые активизируют развитие речи ребенка. Для этой цели прекрасно подойдут – предметы обихода, игрушки, книги.
Следите за динамикой развития речи
Не стоит ожидать мгновенного результата в развитии детской речи. Терпение – лучшее качество в такой нелегкой работе. Ведь малыш требует достаточно много времени для того, чтобы впитать знания, овладеть навыками. Проследить развитие, достижения малыша можно с помощью «Дневника развития речи», где следует фиксировать новые слова и фразы, которые ребенок начал использовать в своей речи. Отмечайте успехи и записывайте даты. Таким образом, вам легко удастся проследить как быстро и какие изменения происходят, и Вы сможете сделать более полный вывод о результатах занятий и проделанной работы.
Одним из вариантов решения проблемы в развитии детской речи могут стать занятия в логопедических группах.